В VII веке до н.э. на севере Междуречья возникло мощное ассирийское государство со столицей в Ниневии. При царе Ашшурбанипале здесь были построены огромные дворцы. Портал одного из дворцов охраняли два огромных человеко - льва. Во дворце было множество комнат с гигантскими статуями божеств - охранителей: крылатых быков, львов, орлов. Основными сюжетами были сцены сражений и охоты. Ассирийские художники достигли совершенства в изображении движений животных, их ярости или страданий - например, знаменитый барельеф с раненой львицей или сцена со львами, пронзенными копьями. Батальные сцены прославляли величие героической личности царя: его физическую мощь, величественную позу, роскошь одежды. Изображались даже мелкие детали доспехов и вооружения, что придавало орнаментальность и парадность всей сцене. В ассирийском искусстве установился канон образа идеального владыки. Дальнейшее развитие искусства Междуречья пошло по пути декоративности.
Искусство
Ассирия была могущественной военной державой, ее походам и завоеваниям не было конца, и поэтому на дворцовых рельефах изображены в основном военные сцены, прославляющие царя - полковода. Как правило, давалось условное изображение человеческой фигуры (всегда в профиль), но тщательно отделывались детали - пряди волос, рельеф одежды, каждый мускул. Вершин мастерства ассирийские художники достигли в изображении животных. Порой мастера искажали пропорции, добиваясь драматизма ситуаций. Искусство Ассирии, особенно в области монументального рельефа, оказало влияние на мастеров многих стран.
Архитектура
В архитектуре ассирийцев нет новых форм. Они использовали уже известные типы построек шумеров и аккадцев. Отличие было лишь в планировке архитектурных ансамблей. В самых значимых комплексах центром стал не храм, а дворец. Новым типом города стал город - крепость с регламентируемой планировкой. Город окружали могучие стены. При главном входе обычно стояли фигуры крылатых быков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий